Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Болезни нервной системы занимают третье место среди причин детской инвалидности. Одним из наиболее частых патологических состояний в этом ряду являются перинатальные поражения нервной системы у новорожденных – ряд состояний и заболеваний головного, спинного мозга и периферических нервов, объединённых в общую группу по времени воздействия повреждающих факторов.
Повышенный интерес к раннему вмешательству обусловлен тем, что число детей, которым грозит умственная отсталость или нарушения слуха, зрения, движений, велико и продолжает расти из года в год. Это связано с ухудшением экологической и социальной обстановки (растет число семей с крайне низким уровнем дохода; семей, не обеспеченных жильем; неполных семей; семей, испытывающих трудности в реализации воспитательной функции; увеличивается количество социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушением развития), с недостатками медицинской помощи при родах и выхаживании детей после родовых осложнений [8], усилением гуманистических тенденций в обществе. По оценкам экспертов, при сохранении наблюдаемых тенденций к 2015 г. в России доля здоровых детей среди новорожденных уменьшится, а доля детей, страдающих врожденными и приобретёнными хроническими болезнями, увеличится до 20-25 %. В структуре детской инвалидности нервно-психические заболевания занимают одно из первых мест.
Проведенный нами теоретический анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил выявить следующее противоречие. С одной стороны, дети с ПП ЦНС нуждаются в ранних сроках начала коррекционного воздействия для профилактики возникновения вторичных отклонений в развитии. С другой — на сегодняшний день в нашей стране отсутствует единство подходов к организации системы раннего сопровождения и специальной помощи детям даже с выраженными нарушениями в развитии, не говоря уже о детях группы риска отклонений в развитии.
В связи с этим отработка единых, согласованных действий специалистов как медицинской, так и педагогической областей сопровождения детей раннего возраста с перинатальной патологией нервной системы на всех этапах лечения, коррекции и реабилитации является сегодня неотложной задачей.
Объект исследования – дети с очевидным после рождения поражением ЦНС.
Предмет исследования – ранняя помощь детям с очевидным после рождения поражением ЦНС и возникающей на этой основе угрозы нарушения психического развития.
Цель исследования – изучить систему ранней помощи детям с очевидным после рождения поражением ЦНС и возникающей на этой основе угрозы нарушения психического развития.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Тенденция формирования системы ранней помощи детям
1.1 Подходы к формированию системы ранней помощи детям. Опыт регионов
Единые подходы к формированию системы ранней помощи детям и их семьям на федеральном и региональном уровнях заложены в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. При этом должны быть учтены особенности каждого региона, и ранняя помощь детям и их семьям должна войти в формируемую в настоящее время систему комплексной реабилитации и абилитации и стать начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности, стать своего рода средством профилактики инвалидизации детей.
В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [1] организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям является одним из приоритетных направлений деятельности в области ранней помощи.
Сравнительный анализ информации об организации ранней помощи из 85 субъектов Российской Федерации, полученной на 1.01.2021, показал следующее.
Приняты и реализуются программы (подпрограммы) по развитию ранней помощи в 63 субъектах (74,2%).
В 54 субъектах (63,6%) координируют работу по разработке и реализации программы ранней помощи исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты, в 7 субъектах (8,3%) - в сфере образования, в 8 субъектах - 9,5% - в сфере здравоохранения. В 11 регионах координатор не определен.
В 42 субъектах (49,5%) организованы ресурсные центры ранней помощи, которые должны выполнять координирующую, информационно-методическую, статистическую, аналитическую, экспертную функции, подготовку (переподготовку) и аттестацию специалистов ранней помощи. Однако, зачастую это непосредственно ведомственные центры, которые координируют работу только в подведомственных учреждениях. Суммарное количество детей целевой группы по всем субъектам по состоянию на 1 ноября 2018 г. составило 316726 детей.
Суммарное количество детей целевой группы, 11 получивших различные виды услуг (медицинские, образовательные, социальные, в том числе ранней помощи) в 2018 году - 222942 ребенка.
Средний процент охвата детей по всем субъектам составил 73,65%. По состоянию на 2.10.2017 общее число детей целевой группы - 326014 чел., из них детей с ограниченными возможностями здоровья 111721 чел. (35%), детей-инвалидов 41056 чел. (13%), детей с генетическими нарушениями 26816 чел. (8,5%), детей группы риска 128689 чел. (40%).
Группу риска составили дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности (89360 чел. - 70%), дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (9083 чел. - 7%), дети из семей, находящихся в социально-опасном положении (30246 чел. - 23% ).
В процессе пилотного проекта, по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, который проводится в двух регионах - Свердловской области и Пермском крае - осуществляется разработка единой методологии организации ранней помощи и ее апробация, апробация и внедрение методических и нормативных документов; отработка методов и способов межведомственного взаимодействия; выявление факторов, препятствующих формированию системы ранней помощи; разработка предложений по нормативно-правовому регулированию и методическому обеспечению [5].
В пилотных регионах разработаны и апробированы несколько моделей организации ранней помощи и межведомственного взаимодействия [9]: - линейная модель:
- маршрутизация детей целевых групп, в зависимости от возраста (Пермский край);
- веерная модель: дети целевой группы, выявленные в организациях системы здравоохранения, направляются к социальному участковому по месту жительства - координатору процесса оказания услуг РП в службах различной ведомственной принадлежности (Пермский край);
- муниципальная организационная модель оказания ранней помощи (Пермский край);
- 4 модели маршрутизации оказания услуг ранней помощи в зависимости от контингента детей в системе социальной защиты населения (Свердловская область).
Выявлены основные направления межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи:
- реализация межведомственного маршрута ранней помощи детей целевой группы;
- проведение межведомственных консилиумов для обсуждения и решения вопросов по разработке ИПРП, внесению изменений в ИПРА;
- проведение заседаний ведущих специалистов в области ранней помощи с целью проведения дополнительного диагностического обследования детей целевой группы;
- организация изучения и апробации инновационных технологий ранней помощи;
- организация совместных информационно-просветительских, обучающих и практических семинаров по вопросам ранней помощи; - сотрудничество в едином информационном пространстве по вопросам размещения информации о детях целевой группы.
Выявлены группы факторов, препятствующих эффективной организации ранней помощи [10]:
- факторы нормативно-правового характера: не урегулированы вопросы ранней помощи в законодательстве РФ, не регламентированы полномочия субъектов и порядок межведомственного взаимодействия, не решены вопросы финансирования услуг ранней помощи, оказываемых в организациях здравоохранения через систему ОМС;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
2. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. М.: Триада-Х, 2001.
3. Баттерворт Дж„ Харрис М, Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000.
4. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст / под ред. Г.А. Таварткиладзе и Н.Д. Шматко. М.: Полиграф сервис, 2002.
5. Давидович Л., Бенилова С. О ранней профилактике нарушений развития // Дошкольное воспитание. 2006. № 9.
6. Диагностика и комплексная реабилитация перинатальной патологии новорожденных детей. / Под ред. Г. В. Яцык. – М.: ПедиатрЪ, 2012. – 156 с.
7. Клиточенко Г. В. Формирование деятельности корково-подкорковых структур головного мозга у детей, механизмы развития функциональных отклонений и их коррекция: дис. … д-ра мед. наук / Г. В Клиточенко. – Волгоград, 2010.
8. Клиточенко, Г. В. Возможности кросс-корреляционного анализа при анализе электроэнцефалограммы у детей / Г. В Клиточенко [и др.] // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2012. – № 1 (41). – С. 68–70.
9. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Экзамен, 2007.
10. Кожевникова Е.В., Лемке Н.П., Леушина Л.И., Мухамедрахимов Р.Ж., Романов Г.М., Чистович И.А., Чистович Л.А. Что такое раннее вмешательство // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М.: ГНОМ иД, 2001. С. 121-125, 448.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
13. Мухамедрахимов РЖ. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001
14. Питерси П., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 1: Введение в программу / Пер. с анг. М.: Ассоциация «Даун Синдром», 2001
15. Разенкова Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны // Дефектология. 2009. № 4.
16. Руководство по детской неврологии / под ред. В.И. Гузеевой. СПб., 2004.
17. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. – Методическое пособие. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2013. – 76 с
18. Современные медико-социальные проблемы неонатологии / Под ред. А. А. Баранова, Г. В. Яцык. – М.: ПедиатрЪ, 2015. – С. 225–301.
19. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5. С. 86-96.
20. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с атонически-астатическим синдромом / А. А. Баранов [и др.] // Материалы XVIII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». – 2015. – С. 13.
21. Яцык Г.В., Степанова А.А., Бомбардирова Е.П., Митиш М.Д. Этапная реабилитация новорожденных детей с перинатальной патологией — профилактика отсроченных нарушений здоровья подростков // Рос. пед. журнал. 2007. № 2. С. 33-35.
22. Stillings A., Weisler S., Chase C. et al. Cognitive Science: An Introduction, Second Edition. - MLT Press, 1995. - 544 p.
23. Thorn H. Die infantilen Zerebralparesen. - Stuttgart, New York Thieme Verlag, 1982. Wilson R., Kell F. The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences (MITECS). - MIT Press, 1999. - 1096 p.
24. Zelnik N., Konopnicki M., Bennett-Back O., Castel-Deutsch T., Tirosh E. Risk factors for epilepsy in children with cerebral palsy // Eur. J. Paediatr. Neurol. – 2010. – Т. 14(1). – Р. 67-72